Аутсорсинг ИТ инфраструктуры

20.01.2008

Аутсорсинг ИТ инфраструктуры

Что приобретает и чем жертвует компания, решившаяся заключить договор на аутсорсинг своей ИТ инфраструктуры со специализированным поставщиком услуг? Такое решение имеет как положительные стороны, так и отрицательные.

Самый главный плюс перехода компании на аутсорсинг — отсутствие необходимости принимать в штат специалиста, который обслуживал бы ее ИТ инфраструктуру. Помимо зарплаты, это означает экономию на едином социальном налоге, а также затратах на организацию и поддержку рабочего места для этого сотрудника. Естественно, уменьшаются и HR-риски. Во-первых, тот, что специалист может оказаться не слишком профессиональным. И, во-вторых, не нужно организовывать процесс замены на случай болезни или отпуска.

Эти преимущества лежат на поверхности. Но есть еще и косвенные плюсы, которые нельзя напрямую подсчитать в деньгах, но о которых имеет смысл поговорить.

Во-первых, уменьшается риск несанкционированного доступа к информации. Как ни парадоксально, но отсутствие штатного ИТ специалиста действительно уменьшает риски, связанные с несанкционированным распространением важной информации. По статистике, более чем в 70% случаев ее утечка происходит по вине сотрудников внутренних ИТ подразделений. Сторонняя же компания аутсорсер связана определенными обязательствами о неразглашении данных по договору и вряд ли будет рисковать своей репутацией.

Во-вторых, уменьшается риск потери информации. Современный бизнес напрямую зависит от оперативности доступа к тем или иным данным, а также их гарантированной сохранности. Если штатный «айтишник» не позаботится об этом, однажды вместе с сервером может «сгореть» информация, на которой держится весь операционный процесс. Общемировая практика построения ИТ давно уже выработала рецепты, как избежать подобных ситуаций путем правильной организации процессов. Однако откуда взять уверенность, что принятый на работу сотрудник блестяще знает ИТ менеджмент? Обычно компании могут позволить себе специалиста такого уровня, только достигнув определенного уровня развития, так как стоит он совсем не дешево. При этом в специализированной компании, поставляющий услуги аутсорсинга, подобный специалист гарантируемо есть.

В-третьих, сокращаются управленческие ИТ риски. Активное развитие информационных технологий приводит к устареванию знаний сотрудников, если они не занимаются постоянным самообучением, либо если компания не заставляет их это делать. Иными словами, сотрудник может, например, не знать, что вместо используемого комплекта дорогостоящих программных продуктов давно пора поставить SBS сервер от Microsoft, который позволит сократить издержки и повысить производительность сотрудников. Или же, не владея практическим опытом внедрения того же SBS сервера, убедит руководство понести расходы на его закупку и инсталляцию, хотя в этом случае для бизнеса не будет отдачи. В итоге — либо упущенная выгода, либо неоправданные затраты. Правда, необходимо отметить, что 100%-ной гарантии от подобных рисков не сможет гарантировать никто. Но при этом вероятность принятия фатально неверных решений в случае со специализированной компанией значительно меньше. Серьезные игроки озабочены стандартизацией применяемых решений и обучением своих сотрудников, так как это напрямую влияет на их конкурентоспособность на рынке аутсорсинга.

В-четвертых, экономия на закупках. Компания–поставщик услуг, вероятно, далеко не первый год присутствует на этом рынке и, естественно, знает, как обеспечить баланс цены и качества. По крайней мере, компьютеры сможет найти по более низкой цене.

Однако, при столь радужной картине аутсорсинг все же не является панацеей от всех болезней. Как всегда, на каждый плюс находятся свои минусы. Практика использования аутсорсинга ИТ-инфраструктуры вызывает ряд нареканий.

Цена контракта оказывается выше ожидаемой. В серьезных компаниях ежемесячная стоимость услуг аутсорсинга обычно чуть выше, чем рыночная зарплата штата специалистов, необходимых для обслуживания ИТ-инфраструктуры. Снижать цену игроки отнюдь не хотят. Те же бонусы, которые они предлагают с тем, чтобы помочь сохранить бизнес, становятся очевидны заказчику только со временем.

Строгое следование договору — т.е. ни шага в сторону дополнительных услуг. Аутсорсер не предоставит срочно на выходных сотрудников, чтобы организовать рабочее место для VIP-гостя. Возможно, иногда он и пойдет навстречу капризам, но постоянной практикой это не станет. А учитывая, что деньги он получает за выполнение условий контракта, все, что будет сделано сверх того — по «срочной просьбе» — будет аккуратно подсчитано и выставлено в качестве дополнительного счета. Да, у кого-то собственные «айтишники» еще и полы моют, и семью в аэропорту встречают. Но здесь специалисты делают только то, что умеют делать хорошо, стараясь не отвлекаться на другое.

Постоянное запугивание. ИТ-менеджер аутсорсинговой компании к каждому бюджетному комитету пишет предупреждения, угрожая страшными последствиями, предотвращение которых требует дополнительных вложений. Безусловно, он стремится минимизировать риски, поэтому заранее о них оповещает. Возможно, многие из указанных рисков не критичны для бизнеса — но это сможет решить только руководитель, который получает информацию о них как раз от ИТ-менеджера.

Поставщики подороже. Стандартное недоумение — зачем выделять, скажем, на создание сайта бюджет в 5000 долл., если знакомые смогли решить подобную же задачу за 500? Однако больше вопроса экономии средств хорошего ИТ-менеджера интересует результат, который будет получен за те или иные деньги. Учитывая, что он профессионал, и хорошо знает рынок, скорее всего, в своих оценках стоимости проекта он прав. И обосновать свою точку зрения вполне способен, только это обоснование тоже будет стоить денег — как отдельное маркетинговое исследование рынка.

Конечно, это далеко не полный перечень минусов. В каждом конкретном случае появляются свои собственные проблемы. Но все они сводятся в конечном итоге к одному. В компании появляется профессиональный, но строптивый руководитель ИТ-подразделения, который не подчиняется руководству напрямую, и привычные методики давления на него результата не приносят. Другими словами, дело в значительной мере связано с психологическим конфликтом.

Руководителю, который задумывается об аутсорсинге ИТ-инфраструктуры нужно четко понимать, что ситуация, при которой он просто платит деньги и больше ничего не хочет знать, не работает. С переходом на аутсорсинговую модель проблемы с ИТ в компании никуда не исчезнут. Привлекаемые внешние специалисты будут решать только те задачи, которые ставит перед ними заказчик. А значит, последнему нужно, как минимум, знать свои проблемы, чтобы советоваться со специалистами по поводу оптимальных способов их решения.


Возврат к списку